В последние недели украинские банки столкнулись с резким ростом атак мошенников на карточные счета граждан. Эти атаки, особенно зловещие в условиях военного времени, вызывают серьезные проблемы как у банков, так и пострадавших.

Из отчета "Минфин" стало известно, что мошенники активно используют различные уловки: от поддельных сообщений о социальной помощи до обмана в социальных сетях и создания дубликатов SIM-карт для доступа к банковским приложениям.

Если раньше мошенники часто обманывали пожилых людей по телефону, теперь их методы становятся более изощренными.

Мошенники / фото: Pinterest

Какие схемы используются?

Денис Гавриков, начальник управления транзакционных продуктов Юнекс Банка, говорит, что в последние месяцы особо популярной среди мошенников стала схема с "потерянной посылкой".

Популярные статьи сейчас

Индексация пенсий в 2025 году будет не для всех: кто окажется за бортом повышений

Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток

Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин

Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди

Показать еще

Они отправляют массовые сообщения, в которых говорят о том, что посылка не может быть доставлена из-за неправильного адреса. Под видом отправителей могут выступать фейковые компании, такие как "Почта Украины", DHL и другие международные операторы.

  1. В сообщении получателю предлагается перейти по ссылке для коррекции адреса.
  2. Подделанный сайт может выглядеть очень реалистично, но адресная строка часто содержит подозрительные символы.
  3. Далтше система просит ввести номер карты, срок действия и код CVV/CVC, а затем оплатить символическую сумму за пересылку, обычно около 10-20 грн.

Банковская карта / фото: Pinterest

"Мошенники токенизируют карту, добавляя ее в бумажник GooglePay или ApplePay. Для завершения операции им нужен пароль от банка, который они успешно получают, когда жертва вводит его в форму подтверждения платежа", – объяснил Гавриков.

После успешного мошенничества деньги часто быстро выводятся с карты.

Также мошенники ищут уязвимости в системах платежных операций, банковских продуктах и защите интернет-торговцев.

По словам Марии Ботвиниковой, начальницы управления операций с платежными карточками Ukrsibbank BNP Paribas Group, они часто используют украденные персональные данные для получения доступа к социальным сетям.

Мошенники

После этого они начинают обращаться к друзьям и знакомым жертвы с просьбами о финансовой помощи, чтобы украсть еще больше средств. К тому же в соцсетях все чаще встречаются фейковые сборы на ВСУ, лечение и переселение пострадавших от обстрелов.

Для тех, кто часто совершает онлайн-покупки или находится в незнакомой среде, риск стать жертвой мошенников выше. Например, при использовании незащищенных сетей Wi-Fi мошенники могут легко перехватить данные с карты.

Мошенники стараются создать у потенциальной жертвы чувство неотложности

Они могут утверждать, что:

  • посылка будет уничтожена,
  • аккаунт заблокирован,
  • упуститься "прекрасное предложение", чтобы вынудить человека принять решение наспех.

Поэтому важно оставаться бдительными и не поддаваться на угрозы и давление.

Мошенник / фото: Pixabay

Как защититься и что такое страховка от мошенников?

Евгений Рудь из A-Банка говорит, что в среднем удается сохранить и вернуть до 30% украденных средств пострадавшим, несмотря на то что в том же ПриватБанке эта цифра достигает 90%.

Екатерина Мащенко из Райффайзен Банка предложила ряд дополнительных мер безопасности для держателей карт:

  • Заблокировать телефон паролем.
  • Отключить вывод sms/Viber-сообщений (и других приложений, где приходят сообщения от банка) на заблокированный экран.
  • Установить пароль для разблокировки SIM-карты.
  • Избегать хранения данных карт, логина и пароля от онлайн-банкинга в мессенджерах, сообщениях или заметках на телефоне.
  • Настроить двухфакторную аутентификацию для мессенджеров.

Для дополнительной защиты от мошенников некоторые банки предлагают страховку от мошенничества. Она может покрыть убытки даже в случае нарушения правил пользования счетом и передачи финансовой информации мошенникам.

Такая страховка может стоить от 20 до 30 гривен в месяц.

Однако стоит обратить внимание на условия рассмотрения заявок на выплату по таким страховкам. Часто они действуют только для тех, кто находится в Украине.

Пострадавшему необходимо лично подать заявление о воровстве в правоохранительные органы и предоставить копию этого документа банку, что может оказаться сложным для тех, кто временно за границей.

Напомним, никаких соцсетей до 14 лет: власть решилась на резонансный закон

Ранее мы писали про назад в будущее: TikTok разрабатывает приложение-конкурент Instagram для обмена фотографиями