Обычно 6 января - это последний день Филипповского (или Рождественского поста). Нужно было соблюдать строгость в еде, но при этом не забывать готовиться к светлому празднику. Православные христиане отмечают Рождественский сочельник.
В этот день был последний - и самый строгий - день Филипповского поста. При этом во всех семьях и домах старались приготовить праздничное угощение и приводить в порядок одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном - праздник полагалось встречать в светлой и нарядной одежде.
В Сочельник все ждали первой звезды, которая символизирует приход в этот мир Иисуса Христа. В канун Рождества обязательно колядовали. Парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и прося у хозяев угощение и деньги.
Существовали и твердые традиции непосредственно для вечера перед Рождеством Христовым. В Сочельник принято было собираться всей семьей в родительском доме. Вечером накрывали столы и всей семьей выходили на двор – "глядеть звезды". Высматривали путеводную, по приметам Рождественской ночи определяли будущий урожай и гадали о благополучии в хозяйстве. Считалось, что если ночь звездная – скотина даст хороший приплод, а в лесу будет много ягод.
Главным блюдом этого вечера были специальные каши – кутья и сочиво. Перед началом трапезы хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг дома. Возвратившись, несколько ложек кушанья он бросал во двор, угощая духов, и, широко открыв дверь, приглашал на кутью мороз и просил его не нападать весной "на жито, пшеницу и всякую пашицу" и не губить посевы. Кутью и сочиво по традиции ели из общей посуды, а в недоеденном кушанье оставляли ложки – для "бедных странников".
Ткать в Сочельник запрещалось – это могло отпугнуть несчастье, пряжу заранее сматывали в тугие клубки, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Первый блин несли в хлев, ломали его через серп и оставляли овинному – чтобы дух не таскал овечью шесть.
Молитвы перед Рождеством
Часто спрашивают, что Христос говорил не просить у Бога ничего для житейских нужд. Значит, нельзя излагать свои просьбы подобного рода в молитве?
Действительно, Господь сказал: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Эти слова Христа — о том, что сиюминутные трудности и бытовые нужды начинают занимать так много места в жизни человека, что он в них теряется и забывает о том, что ему действительно важно и дорого. Однако Церковь не запрещает молиться и о житейских нуждах, если это способствует духовному возрастанию человека.